• Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  • Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка. Поэтому не торопите ребёнка, не подгоняйте.
  • Легкий завтрак обязателен для ребёнка.
  • Прощаясь с ребёнком перед уходом в школу, пожелайте ему удачи и хорошего дня.
  • Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
  • Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не откладывайте на потом, выслушайте, это займёт немного времени.
  • Если вы увидите, что ребёнок после школы пришёл огорченный, молчаливый, не допытывайтесь, пусть успокоится, отдохнет и потом расскажет всё сам.
  • Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку ребенку. Желательно выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  • После школы необходимо два часа отдыха для восстановления сил. Если ребёнок хочет, пусть поспит.
  • Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00.
  • Наиболее низкая работоспособность с 14 до 16 часов.
  • Делать уроки за один присест не рекомендуется, через каждые 15–20 минут занятий необходимы 5–10 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  • Давайте возможность ребёнку самому выполнять домашнее задание, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя всё получится! Я тебе помогу!» — необходимы.
  • В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты не сделаешь, то...»
  • Старайтесь находить в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия решайте без него.
  • Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  • Будьте внимательными к состоянию ребёнка, помните, что в течение года есть критические периоды, это первые 4–6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие.
  • Помните, что даже «совсем большие дети» (мы так часто говорим 7–8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Всё это успокаивает, помогает спокойно уснуть.

  • Важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
  • создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
  • роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
  • формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
  • обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
  • недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
  • исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
  • учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
  • предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
  • поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
  • развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

    Не рекомендуемые фразы для общения:
  • Тысячу раз говорили тебе, что…
  • Сколько раз надо повторить…
  • И о чем ты только думаешь…
  • Неужели так трудно запомнить!...
  • Ты становишься невыносимым…
  • Отстань, мне некогда…
  • Иди, сам подумай (или читай еще раз)…
  • Почему Лена (Вася, Петя и т. д.) такая умница, а ты — нет?!

  • Рекомендуемые фразы для общения:
  • Ты у меня умница!
  • Как здорово, молодец!
  • Как хорошо у тебя получилось, научи меня!
  • Спасибо тебе…
  • Если бы ты не помог (помогла), мне бы одной не справиться!

 

Версия для печати

Поделиться новостью: